В
1950-51 годах с целью обеспечения лётных испытаний наземной
и бортовой аппаратуры радиотехнических систем навигации
и посадки при ВВС Ленинградского военного округа была
образована отдельная лётно-испытательная группа, которая
была предана НИИ-33.
Вскоре она была переформирована в 9-ый отдельный летно-испытательный
отряд, под командованием И.В.Зайдель и в 1952 году переведена
на Гатчинский аэродром. Сюда же перебрались и институтские
конструкторы - разработчики и испытатели. Офицеры и
сверхсрочники жили в городе, солдаты в казарме находившейся
здесь недалеко от аэродрома, на том месте, где недавно
находилось ГАИ. Там же на аэродроме размещалась ещё
одна лётная часть до 1961 года, командир-полковник Гузеев
Г.Н.
Летать лётчикам-испытателям приходилось на разных машинах:Ли-2,
Ил-12, Ил-14. Их салоны были напичканы аппаратурой,
там же люди конструкторы-разработчики, исследователи.
Летали много, днём и ночью на высотах от 20 до 4000
метров, бывали и длительные полёты ( Подмосковье, Киев,
Челябинск, Байконур и др.).
В 1962 году испытательный отряд был преобразован в 196-ю
отдельную лётно-испытательную эскадрилью. Увеличился
объём работы и тематика исследований. В отряде работали
опытные лётчики испытатели. Это: командир отряда И.В.
Зайдель, заместители: М.И. Мартьянов, Г.Ф. Афанасьев,
В.Л. Михно, Р.Ф.Писарев, Ш.Б. Сайфутдинов, В.П. Степанов,
Терехов А.Г. , А.П. Бездетнов, командиры звена В.А.
Сергеев, М.Т. Меченков, И.П. Карпухин, штурман-испытатель
А.П. Агулов, зам. командира по инженерно-авиационной
службе В.С. Семченко, старший бортмеханик В.Н.Семенов,
бортмеханик Н.Ф. Кобелев, бортмеханик В.М.Видешин, бортрадист
Б.М. Фролов и многие другие.
Они достойно завершили историю первого в России военного
аэродрома. Это было в 1963 году. Основным куратором
лётно-испытательного отряда была Герой Советского Союза,
прославленная лётчица Валентина Степановна Гризодубова,
которая не раз прилетала на Гатчинский аэродром.
Материал предоставлен школьным
музеем. |