Добро пожаловать на официальный сайт Гатчинской средней общеобразовательной школы №2
.:Главное меню:.
                О школе
История школы
Администрация школы
Учителя
Гордость школы
Медалисты
Учебные направления
Спорт
Родителям
Работы учеников
Филиал школы №2
Документация
Создатели сайта
          Музей авиации
О музее
Биографии летчиков
Воспоминания летчиков
Небо Гатчины
                 Разное
Полезные ссылки
Архив
.:Мудрые говорят:.

 Познавать - значит сопоставлять восприятие извне с внутренними идеями и выносить суждение о том, насколько то и другое совпадает.

И. Кеплер (1571-1630),
(немецкий астроном)
.:Наш адрес:.
188309, г.Гатчина, ул. Слепнева , д.25, корп.1
Телефон: (81371) 71-085
 
 
Создание сайта:
E-mail: gatchina-school2@mail.ru
 
 

Учащиеся о войне

Эхо войны (Хомутова Марина выпускница)

Флотский характер (Еремеева Катя выпускница)

“Танк ”(Любимов Дмитрий выпускник)

Что такое война (Колесникова Дарья выпускница)

Мой легендарный дед. (Лисаченко Людмила выпускница)

Что такое война.(Колесникова Дарья выпускница)

Рассказы моей бабушки (Селезнева Даша выпускница)

Война и моя семья. (Младенцев Слава выпускник)

Об этом нельзя забыть.(Исламов Марат выпускник)

Ангел судьбы (Каренда Диана выпускница)

Участники войны в моей семье.(Бондарькова выпускница)

 

 

 

                                       Эхо войны.

Взгляд тех, кто (Слава Богу!) никогда не просыпался под очередь пулемета. Но взгляд тех, кто каждую минуту помнит людей, подаривших нам эту мирную жизнь.

 Та страшная, жестокая война началась внезапно летом 1941 года. Но еще четыре года беспрерывно продолжались бои, гремевшие по вей России и уносившие жизни сотен и тысяч ее верных граждан. Ценой неимоверных страданий, они, эти герои, выстояли и победили, подарив нам жизнь в мире. Но отголоски той войны до сих пор звучат в нашей жизни – столь разрушительной была ее сила: она успела коснуться каждого, заглянуть в каждый дом.

До начала войны родители моей мамы и их родители жили в Ташкенте. Война с ее боями, залпами и взрывами не успела дойти до Узбекистана. Но и здесь прозвучал ее голос, по-своему безжалостно и беспощадно. Власти боялись предательств и всех немцев, проживавших до войны на территории СССР, отправляли в специально созданные трудовые армии. Среди них оказались и мои прадедушки. Их жен и детей отправили в Самарканд. Представить трудно, что пришлось пережить им, ведь трудармии – это те же концлагеря, только наши, русские. И если один из прадедушек вернулся через четыре года, то другому было суждено остаться там еще на восемь лет. Семье моего папы пришлось тяжелее. Его дедушки попали на фронт, впрочем, как и одной из бабушек: она была на передовой, помогая солдатам. Один мой прадед был командиром «Катюши», другой служил на Черном море в морской пехоте и высаживался в первом десанте Цезаря Кунникова на плацдарм «Малая земля» (об этом писал в воспоминаниях Л.И.Брежнев). Так или иначе, я благодарю Бога за то, что все они дошли до Дня Победы и смогли снова поверить в жизнь без голода, без страха, без войны.

                  *        *        *

                       Взрыв

Детсад. Площадка. Солнце. Дети.

Болтают на песке о лете.

Блаженный рай. Счастливый миг.

Но лишь секунда – страшный крик.

Ребенка. Дикий. Пронзит насквозь горячий воздух.

Застынет. И затихнет вдруг.

И только солнце в небе синем

Продолжит дальше вечный круг …


                      *        *        *

                 В последний раз

Боюсь закрыть глаза – и вспомнить их,

Родных, хоть незнакомых,

парнишку и девчонку молодых.

В последний раз прильнув к щеке губами,

Девчонка просит об одном: «Не забывай».

А паренек с красивыми глазами

На ухо шепчет: «Душу не продай».

Когда теперь увидятся? И суждено ль им встретиться

На перекрестке Жизни и Любви?

Или заставят позабыть простое счастье

Сжигающие заживо огни?

 

                   *        *        *

                

                   Накануне

Какой-то страшной тишиной

окутана земля

Но нет, не спит – очередного боя ждет она.

Последний раз, вдыхая свежий воздух,

Готовится принять в себя удары мин

И слезы тех, кто будет плакать над останками

Уснувших навсегда в ее ладонях сильных спин.

 

                                        *        *        *

 

Страшно подумать, что заставляет людей убивать. Но совсем не поддается для меня никаким объяснениям убийство людей другой расы, другой национальности. Это же просто смешно, глупо! Какая разница, какого цвета твоя кожа, какого разреза твои глаза и какой формы твой нос? В конце-то концов, ума от белой кожи не прибавится, а от узких глаз не убавится! Ведь все мы люди! Люди! Слышите? А уподобляемся животным, уничтожаем соперников ради собственного выживания вместо того, чтобы хоть капельку пошевелить своими мозгами и найти способы взаимовыгодного сотрудничества. И я не понимаю и не хочу понимать тех людей, которые судят о человеке по форме его лица, а не по его душе. Как не понимаю и тех, у кого поднималась рука издеваться над ни в чем не повинными детьми, вырезая на их спинах пятиконечные звезды, избивая их до полусмерти, а потом расстреливая в упор. Да разве из таких вот зверей должна состоять высшая раса, каковой они себя считали? Как не понимаю тех трусов, слабаков, способных воевать только с женщинами и детьми, воевать подло, хитро и ничтожно. Они говорят, что умирают во имя Аллаха. Но в чем же провинились перед ним дети, которые пошли 1 сентября в школу? Как не понимаю того, чем же лучше американцы тех же самых фашистов? Или тех же самых террористов? Они и правда считают, что силой можно добиться всего, только, к сожалению, пока еще не поняли, как глубоко заблуждаются. И вместо того, чтобы задуматься над тем, что творят в погоне за местью террористам, они становятся еще хуже, просто стирая с лица земли один город за другим. И никто их не останавливает, потому что уже боятся. Но неужели эти американцы никогда не читали учебников истории? Ведь там на каждом шагу миллион подобных примеров, упорно твердящих нам, что на чужом горе счастья не построишь. А мы снова готовы наступить на те же самые грабли. Но какова же тогда вероятность того, что мы избежим третьей и, думаю, последней для человечества мировой войны?

 

                                                         Хомутова Марина 10-5 класс******* В начало

             ***********************************************************

Флотский характер

Мой дедушка не раз принимался за воспоминания о войне. Он служил на флоте. Именно в суровых условиях морской службы, в борьбе с трудностями и опасностями закаляется флотский характер. В море, штормовых походах, на учениях и в бою проявляются наиболее яркие черты этого характера – бесстрашие и отвага, решительность в действиях, стойкость, взаимная выручка. И ещё одно главное качество – беззаветная любовь к родине, к отческому краю и людям, его населяющим. Наверное, это от частых прощаний и разлук с берегом, в котором воплощается всё самое дорогое и близкое сердцу моряка. Условия, овеянные романтикой флотской службы и прозаического быта, делают моряка сродни морю. И только в море, в борьбе со стихией, а если потребуется – и с врагами, раскрываются лучшие черты его характера. Всё это можно сказать и о моём дедушке, для которого я сочинила небольшое стихотворение:

 

                Шестьдесят лет тому назад совсем мальчишкой юным

Ушел ты, деда, воевать, не думая о пулях,

О том, что смерть в любой момент тебя настигнуть может,

О том, что в дом ты свой родной вернуться вдруг не сможешь.

Ты верил, что «Охотник» твой врага погонит смело

С земли родимой и родной, ведь взялся ты за дело.

Ты час за часом приближал тот светлый День Победы,

Когда вернешься та домой и вновь засеешь хлеба.

                                                       

Еремеева Екатерина 10-4 класс *********В начало

 

**************************************************


Рассказы моей бабушки.


Великая Отечественная война глазами подростка.


В то время девять лет мне было. Я закончила ещё только первый класс и поехала в деревню на каникулы.
Май 1941г. Радио и телевиденья в деревне не было. Было, так называемое “Сарафанное радио”, т.е. информация передавалась от человека к человеку. В воздухе пахло не только весной, но и войной, хотя люди о ней ещё ни чего не знали. Нам, ребятишкам, было ново это слово — “война”, интересно было узнать, что это такое.
22 июня 1941г. Бежали баба и мужик, осипло кричали: “Война! Немцы всех убивают! Война!!!” Так мы получили весть о наступлении немцев. Все бросили своё село, взяли пожитки, пошли в лесную деревню Лучки, находившуюся примерно в двух-трёх километрах от нашего Голубска.
Там повстречались нам двое наших солдат. Мы, конечно, обрадовались, женщины, плача и обнимая солдат, расспрашивали их о немцах, о Петербурге. Все так увлеклись, что не заметили подъехавший мотоцикл. Немец-разведчик вошёл в дом. Солдаты спрятались в соседней комнате. Взрослые, при виде немца, страх сменили на притворное радушие. Немец достал разговорник, приказал вернуться по домам, откуда пришли. И вдруг... о ужас! ...Он у видел ружьё наших солдат, приставленное к стенке. В реакции ему не откажешь! Он выхватил пистолет, всех выгнал вон, построил и кричал, путая русские слова с немецкими: “Hande hoch! He шевелиться! Смерть!” Потом начал обход вокруг дома. Первый солдат успел выпрыгнуть из окна, убежал, а второго застала смерть прямо на подоконнике.
Из толпы он выбрал мою маму, красивую, статную, тридцатилетнюю женщину. “ Wir werden, schnell gehen!” - скомандовал немец. Они заходили во все дома, она, как щит — впереди, он за ней. Мы с сестрами плакали, боялись, что он убьет маму. Но, мама, к счастью, вернулась невредима, сбежавшего солдата не нашли. Мы вернулись домой в Голубск.
Не прошло и месяца, как по дороге на Ленинград сплошными потоками шла вражеская техника. Танки, машины, мотоциклы. Техники было так много, что народ приуныл: “Это конец, нас победят”. И только один мудрый старик, это был мой дедушка Иван Филлипыч, предсказал: “Увидите, бабонъки, побросают они свою технику, попрут их наши солдатики, как уже не раз гнали ворога с нашей Руси, но, видно не так скоро это будет, подготовлен наш враг”. Так началась оккупация. Враг нас не трогал. Немцы обязали разводить скот, сдавать им куриные яйца, мясо и др.
Враг есть враг. И вот тому пример. Все взрослые были в поле, а я осталась в доме. Слышу, остановилась машина около нашего дома, и вошёл офицер, высокий, ладный, щеголеватый. Стал что-то лопотать. Я таращила глазёнки, не понимала. Он вывел меня из дома на пасеку и требовал: “Gib den Honig”. Я поняла,—мёда хочет. А мёд у нас был припрятан, и я знала, где. Я искала вместе с ним, уводя его от опасных мест. Он злился, вынул большущий пистолет, стал угрожать, кричать. Страшно мне было, а ещё страшней — отдать мёд, ведь влетит от матери! И тогда я использовала детский приём - заплакала и даже вспомнила немецкие слова: “Ich weis nicht!” Во дворе засигналила машина, видно, немец торопился. Так и не отведал Фриц нашего медка!
Немецкой организованности приходиться удивляться. 1942г. У нас уже глубокий тыл. Немцы уверены в победе. Они уже из нас, несмышлёнышей, хотят готовить новых немецких граждан. Открыли школу в Лядах. Учебники по истории и географии перекроены начисто. Вся наша Россия была уже Великой Германией, основной язык — немецкий. Комендант пунктуально приходил каждый день на урок и, тыкая указкой на предметы, вопрошал: “Was ist das? Schnell! Sagen nach deutsch!” Мы робко отвечали, если нет, он злобно стучал указкой по столу. Все четыре года оккупации нас дрессировали отменно. Показывали фильмы, сфабрикованные на случай воспитания. Сгоняли нас в зал, и фильм начинался. На экране показывали Сталина, Черчилля и Рузвельта. Сталин карикатурно толстый. Они сидели за столом, пили вино, Сталин дымил трубочкой, в то время как наши солдаты проливали кровь. И вдруг — погас свет... На сцену выбежала девушка и закричала звонким голосом: “Товарищи, не верьте немцам, товарищ Сталин в Москве, руководит Красной армией!” Потом мы услышали крики, стрельбу, нас выгнали, отослали по домам.
1943 -1944гг. Оккупация продолжалась. В 1944г. появилась наша армия, погнала немцев. Около нашего дома, примерно в пяти-шести метрах была поставлена “Катюша”. Техника, надо сказать — классная! Нас, ребятишек, предупредили, чтобы мы уши затыкали и подальше убегали. А женщины на огороде, услышав такой сипы звук, испугавшись, падали на землю с криками:
“Ой, батюшки, конец света!” Так окончилась наша оккупация. И с 1945г. мы готовились к новой, советской жизни.

  Записала внучка Селезнева Даша 11-2 класс******* В начало

             ***********************************************************

 

“Танк ”

Это случилось в середине августа 1941 года. Недалеко от поселка Войсковицы Красногвардейского района проходила колонна немецких танков без мотострелкового конвоя. Они направились в фашистский красногвардейский гарнизон. Лето было холодное, и промозглый ветер не давал фрицам высунуться из угрожающе выглядящих громадин. Процессия медленно передвигалась вдоль желтеющей лесополосы. Торопиться им было некуда. Партизаны не слишком беспокоили гарнизон, хотя, порой, доставляли немало хлопот.
“…сорок девять, пятьдесят. Товарищ старший лейтенант, пятьдесят вражеских машин.
-Пятьдесят... Заряжай!
Местные жители уже забыли о том, как прекрасно смотрится алая звезда на до боли знакомом цвете хаки.
- Есть, товарищ старший лейтенант,- шепот отдался роковым громом о железные стены.
Угрожающая зеленая пушка стала двигаться. Медленно, без единого скрипа, радостно, покорно. В железном бункере, под слоем земли и листьев, на мгновение повисла роковая тишина. Затишье перед бурей. Подобно монотонному лязгу гусениц немецких “тигров” прозвучал твердый голос командира роты: “Огонь!”
Адский шум, запах гари, ушедшая из-под ног земля и карканье голодных ворон нарушили гармонию уснувшей было природы,
Еще три раскатистых взрыва заставили содрогнуться землю перед тем, как фрицы поняли, что они, как мишени на стрельбище. Ожидая многочисленной засады, они запаниковали. Лесополосы изогнулись, подобно мехам гармони, и, как из-под земли, вырос среднетяжелый танк с алой, слегка облупившейся от времени звездой. Словно тонкие спички полыхали непобедимые тяжелые “тигры”.
-... двадцать второй, товарищ старший лейтенант, - радостное лицо сержанта выражало удивление и гордость. И, о слава Богу, на нем читалась непокорность, это лицо, которое, мгновенье спустя, залилось алой, как остроконечная звезда на борту подбитой машины, кровью...
примерно так оно и было. 19 августа 1941 года. Пять советских танков KB под командованием командира роты старшего лейтенанта З.Г. Колобанова уничтожила сорок три немецких танка, из которых двадцать два танка были подбиты экипажем самого командира роты.
Я каждый день, по пути в школу, ходил мимо памятника. Та же алая звезда на зеленом фоне, то же угрожающе, но уже вечное спокойствие железного танка. На бетонном постаменте: пушка, смотрящая в бездонную голубизну неба, как гордый, непокорно вздернутый подбородок нации. Конечно же, это не тот самый танк, и даже не та самая модель, но одного взгляда достаточно для того, чтобы понять, сколько сил было отдано пятью экипажами больше полувека назад.
Наступило очередное 9 мая. С каждым годом, в этот праздник, к танку приходит все меньше тяжело вздыхающих людей с медалями и седыми волосами на висках. Но ежегодно, в начале мая, от этой памятной, символической машины пахнет краской и свежими гвоздиками. Но всегда, в дождь и морозы, на зеленом фоне ярко алеет остроконечная звезда, как заклинание от крестов и захватнических мечей врага.

  Любимов Дмитрий выпускник школы******* В начало

             ***********************************************************

Мой легендарный дед.

Нашу семью Великая Отечественная война коснулась, как и миллионы советских семей.
Десятки моих родственников воевали на всех фронтах, вернулись израненными, инвалидами или не вернулись совсем. Оба моих деда были призваны в армию и принимали участие в боях на Дальнем Востоке за освобождение Сахалина, Курил и портов Дальний и Порт-Артур от японских милитаристов.
Дед Евгений Петрович Кочетков - историк, он написал мемуары о том, как семнадцатилетним мальчиком в последний призыв в тысяча девятьсот сорок четвёртом году отправился на громадном крейсере сначала на Аляску получать новые корабли, а потом на войну с Японией. Он рассказывал, что японцы хоть и мелкие по комплекции, но очень храбрые и умелые воины. Они держали в страхе Китай и Корею, и только под натиском советских солдат, отчаянно бросавшихся на укрепления японских самураев, сопротивление врага было сломлено. Дед участвовал в штыковой атаке в Порт-Артуре, а также стрелял с крейсера из громадных орудий по кораблям противника. Вернулся с войны осенью тысяча девятьсот сорок пятого года, но ещё десять лет служил на Тихоокеанском флоте. Его не отпускали, так как он был классным специалистом, а оборонная мощь СССР не должна быта снижаться. Сейчас деду семьдесят семь лет, и он очень надеется дожить до шестидесятилетия Победы, потому что в этой Победе есть крошечная доля и его участия.
Все мы с благодарностью и вниманием должны относиться к людям, пережившим войну. Это касается не только тех, кто участвовал в боях, но и кто пережил голод, холод, лишения, кто ковал победу в тылу у станка или на тракторе. Война - самое страшное, что может быть на земле, и очень хочется, чтобы это не повторилось никогда.

  Лисаченко Людмила 10-4 класс******* В начало

             ***********************************************************

Что такое война...


В наступившем новом году исполнится 60 лет со дня победы СССР над фашистской Германией. Мне всегда казалось, что в этой войне пострадавшей стороной является наш народ, Но однажды моя бабушка рассказала одну историю, которая изменила моё мнение.
Семья моей бабушки жила на Псковщине. Когда в деревню вошли немцы, прабабушка с четырьмя малолетними детьми осталась одна. Её муж, мой прадедушка Андрей, воевал с фашистами на фронте далеко от родных мест. В деревне фашисты зверствовали. Они расстреляли людей, служивших советской власти. В дом, где жила моя бабушка, стал приходить немец. Он приносил детям хлеб, сахар и другие продукты, брал младших на руки, что-то долго и ласково говорил по-немецки, плакал. Моей прабабушке объяснил, что у него в Германии остались маленькие дети, и он очень по ним тоскует. Этот немец не питал ненависти к детям русского солдата, который воевал против немецкой армии. Он мечтал вернуться домой, обнять своих детей и жить со своей семьёй мирной жизнью. Моя прабабушка была ещё совсем маленькой, но очень хорошо запомнила доброго немецкого солдата.
На меня этот рассказ произвёл сильное впечатление. Наверное, впервые я серьёзно задумалась над тем, что такое война и поняла, что война – это, прежде всего решение спорных вопросов между людьми, наделённых властью. Пострадавшими в войне являются простые люди воюющих государств. Мой прадедушка погиб на войне. Что стало с немецким солдатом, который подкармливал его детей, я не знаю. Но мне бы хотелось, что бы за его доброту судьба пощадила этого человека, и он живым и невредимым вернулся к своей семье.

  Колесникова Дарья 10-5 класс******* В начало

             ***********************************************************

Ангел судьбы.

Война унесла много жизней. Она принесла людям боль и страдания. Моя бабушка потеряла в те страшные годы родителей, близких, друзей. Уже с четырнадцати лет жизнь бабушки оказалась в её хрупких детских ручках. Она была вынуждена искать себе жилье и пропитание.
Но и в тот кошмарный период случались чудеса. Вот какую историю поведала моя бабушка: “Мне тогда было всего четырнадцать. Группу девушек и женщин, включая меня, немцы отвели в лес. Привязав всех к столбам, фашисты отошли на значительное расстояние и приготовились стрелять. У меня уже не было паники. Я устала плакать. Но к смерти нельзя приготовиться, поэтому в моих глазах был страх. Прозвучала команда. И вдруг случилось чудо. Из леса выбежал партизан. Усталый и грязный, он попросил отпустить нас и убить его. “Мучайте, пытайте, гады, но девушек не троньте!” - крикнул он. Отпустили не всех, но мне повезло. Я не помню, как очутилась в лесу, как бежала, бежала долго, пока были силы, постоянно опасаясь, что вот-вот меня настигнут эти изверги. За свою спасённую жизнь я благодарна этому отважному человеку, имени которого я даже не знаю. Но память о нем будет всегда в моем сердце, ведь ему я обязана жизнью, он мой ангел, ангел судьбы…”.

Каренда Диана10-4 класс******* В начало

             ***********************************************************

Об этом нельзя забыть…

Недавно, перелистывая страницы известного раньше альманаха «Белые ночи», я натолкнулся на статью В.П.Бианки «Планета «Таня» и прочитала страшные строчки из небольшой записной книжки, где заполнены лишь девять страничек. На каждой всего несколько слов:
«Женя умерла 28.12 в 12.30 1941 г.
Бабушка умерла 25.01 в 15 ч. 1942 г.
Лёка умер 17.03 в 5 ч. 1942 г.
Дядя Вася умер 13.04 в 2 ч. 1942 г.
Дядя Лёша 10.05 в 16 ч.
Савичевы умерли. Умерли все.
Осталась одна Таня».

Прочитал, и стало жутко. Сколько боли, горечи, слёз… Это ужасно, когда на твоих глазах уходят из жизни близкие тебе люди, а ты ничем не можешь им помочь. И в тебе угасает последний огонёк жизни.
Этот дневник по праву считают одним из самых потрясающих документов в истории человечества. Известно, что краткость – сестра таланта. В данном случае, краткость – сестра трагедии. Нет более грозного обвинения войне, чем обвинение ребёнка.
В этом году исполняется 60 лет со дня снятия блокады, и для многих ленинградцев это - день памяти.
Я знаю, что в небольшой коробочке моей бабушки хранится медаль дедушки «За оборону Ленинграда». К сожалению, я его не знала, он рано умер ( может быть сказались тяжёлые годы войны, которую он прошёл от начала до конца.) В блокаду умер прадедушка…от голода. Свой кусок хлеба отдавал оставшимся в блокадном Ленинграде четырём дочерям и жене (три сына были на фронте). Им повезло, – их вовремя эвакуировали на Большую Землю, и они остались живы.
Его дочери до сих пор, вспоминая блокаду, плачут и выключают телевизор, когда идёт передача, посвящённая 900 – дневной защите города. Самой младшей тогда было всего 9 лет, она помнит почти каждый день: разрыв снарядов и авиабомб, звуки сирен, возвещающих тревогу, этот маленький кусочек хлеба и новые ботинки, с которыми так не хотелось расставаться, потому что их подарил перед войной любимый папа.

Как жаль, что многие ничего не знают ни о блокаде Ленинграда, ни о защитниках города. Об этом нельзя забыть! Это не должно повториться!

  Исламов Марат-выпускник******* В начало

             ***********************************************************

Вечный огонь мужества и славы.

Скоро мы будем отмечать шестидесятилетие победы, великой Победы. Для нашего поколения это история, о которой мы знаем из учебников, фильмов, по рассказам родственников. А для наших дедушек и бабушек - это жизнь. И мне трудно представить, что для них значит эта памятная дата. Кажется, что нет ни одной семьи, которую не коснулась бы страшная война. Так много одинаковых страниц в биографии людей совершенно разных по национальности, месту жительства, цвету кожи. Их объединила война… Все-таки изумляет, когда люди сплачиваются в борьбе против врага и действуют вместе. Думаю, что без этого единства невообразимо далека была бы Победа.
В моей семье нет ни ветеранов, ни блокадников, ни героев, но война оставила глубокий след и в моей семье, как и в большинстве других семей. Моего прадедушку Менцефея призвали в 1942 году. Бабушка осталась одна с пятью детьми. Старшей Полине было пятнадцать лет, а моей бабушке - всего пять. Полина работала, ловила в реке рыбу, трудилась на поле. Бабушка вспоминает, что в их северном краю в годы войны было мало рыбы, неурожай. Единственное, что их избежало - это присутствие фашистов. В 1943 году пропал без вести Менцефей. Потом выяснилось, что он утонул на потопленном корабле.
Семья моего дедушки Даниила жила в западной Украине. Уже через несколько дней после начала войны эту территорию оккупировали фашисты. Два брата дедушки воевали на Ленинградском фронте.
Бабушку Марию война практически не коснулась, а вот дедушка Федор трудился в колхозе подростком, а потом на строительстве оборонительных сооружений, награжден медалью «Доблестный труд».
Иногда задумываешься: когда не будет ветеранов, неужели забудется эта война? Уйдет в историю? Нет, давайте вместе поддерживать вечный огонь мужества и славы! Не сотрутся эти слова: «Никто не забыт, ничто не забыто»!

  Жукова Ольга 10-5 класс******* В начало

             ***********************************************************


Маленькие цветы-предвестники войны.


Сложнейшим испытанием, выпавшим на долю всего русского народа, стала Великая Отечественная война, которая потрясла весь XX век своей жестокостью и бесчеловечностью. Это были страшные годы, сопровождающиеся плачем, криком и стоном, а вокруг царил только обман, предательство и тысячи разбитых жизней. Не прошло бесследно это ужасное событие...
Сейчас X хочу рассказать одну историю, потрясшую и очень удивившую меня. Произошла она в жизни моей бабушки, которую война застала на одиннадцатом году жизни.
Её мама была заядлым садоводом и безумно любила различные домашние цветы. Моей бабуле было всего семь лет, когда у них в доме появилось интересное растение, напоминавшее декоративную ёлочку.
На протяжении четырёх лет ель росла, становилась всё выше и выше и почти уже достигла самого потолка, но ни одного цветочка, плода или шишки на ней не появилось. Но воскресным утром сорок первого года моя бабушка и вся её семья были в полном недоумении: на ёлочке появились маленькие цветы. Казалось, что она вся была усыпана белым снегом, тем снегом, который стал предвестником страшного события, сильной дрожью прошедшего по всем странам мира...

  Елизарова Ирина 10-5 класс******* В начало

             ***********************************************************


Павшим героям бессмертная слава.

Сорок пять километров вьется шоссе от Санкт-Петербурга до Осинцова. Мы с классом решили поехать по этой военной дороге. Автобус пойдет медленно, и мы увидим, как народ бережет священную память о героях Ладоги.
Тронулся наш автобус. Мы проехали совсем немного и увидели памятную стелу. Металлом блестят на ней слова: “Дорога жизни”. А сверху цифра один. Значит, мы отъехали от Санкт-Петербурга всего один километр. До Осинцова осталось сорок четыре километра. И на каждом километре мы увидим такую же стелу.
Санкт-Петербург позади. Автобус идет все дальше и дальше. Еще издали видна новая стела. Автобус замедлил ход, и мы прочли выбитые на камне стихи Ольги Бергольц:


Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим,
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.


Мы проехали почти половину пути. В годы войны на этом месте стояла зенитная батарея. Она защищала Дорогу жизни. Много раз бомбили ее фашистские самолеты. Падали убитые герои-зенитчики, на их место становились другие герои, и батарея не умолкала. Грозен и меток был ее огонь, немало вражеских самолетов погибло от ее залпов. Этот монумент воздвигнут в память павших зенитчиков. Здесь всегда останавливаются машины. Люди молча подходят к монументу и читают скорбно-торжественные слова:


Эти грозные годы запомни
Здесь проходила “Дорога жизни”.
Мужеством храбрых спасен Ленинград.
Павшим героям бессмертная слава.

Наш автобус подъехал к Ладоге. Теперь до Осинцова осталось всего несколько километров. Автобус остановился, мы вышли и направились к большой бетонной площадке. Над площадкой поднимаются две несомкнутые дуги. Это памятник солдатам, матросам, летчикам- всем тем, кто не дал сомкнуть кольцо вокруг Ладожского озера, кто спас Ленинград от голодной смерти. В торжественном молчании стоят здесь люди. Перед ними простирается до горизонта спокойное озеро, щебечут птицы. А им видится ледовая трасса, тонущие корабли, слышатся орудийные залпы, зловещий гул вражеских самолетов.
Сорок пятый километр Дороги жизни. Это - Осиновец. Сюда в тяжелые годы моряки и водители доставляли с Большой земли хлеб и оружие. Отсюда увозили на Большую землю детей, стариков, больных. Теперь в Осиновце открыт музей, он так и называется: “Дорога жизни”. Один за другими подъезжают к музею автобусы. Из автобусов выходят люди всех возрастов: и очень старые, и молодые, и совсем подростки. Все хотят узнать о героях Ладоги.
Войдем же в музей! Со стен на нас смотрят портреты героев-защитников города Ленина. На полу - миномет и счетверенный зенитный пулемет. Здесь каждая вещь, каждая фотография рассказывает о блокаде, о великой битве за Ленинград, о тех, кто отстоял его от сильного, злобного врага.
Мы вышли из музея и пошли к берегу. Вот она Ладога сегодня! Тихое безбрежное озеро. Там, где гремели бои, где насмерть стояли неколебимые защитники Ленинграда, теперь, в этот предвечерний час, покачиваются на легкой волне маленькие рыбачьи суда и лодки.
Наш автобус возвращается в Санкт-Петербург. Он едет быстро. Скоро настанет вечер. Мелькают за окном памятные стелы, и на каждой отлиты навечно два слова: “Дорога жизни”.

  Воронкова Ксения 10-4  класс******* В начало

             ***********************************************************


Война и моя семья.

Самые дорогие воспоминания о войне – это рассказы моих близких. Истории бабушек и дедушек – самые волнующие и запоминающиеся. Ведь в них – настоящая правда о тех годах утрат и лишений.
Мой дед, Младенцев Андрей Иванович, ушел на войну в 1943 году, тогда ему было восемнадцать лет. С боями он прошел многие страны Европы. Был в плену, голодал. К счастью, ему удалось бежать, вернуться в родную часть и воевать до победы.
Бабушка, тогда Новожилова Оля, должна была быть эвакуирована вместе с семьей, но ей не хотелось покидать родной дом, и она спряталась. Попала под оккупацию, в четырнадцать лет была отправлена немцами на тяжелые принудительные работы в лесхозе. Плохо одетые, голодные, по двенадцать часов они работали в лесу, валили и распиливали деревья. Бабушка тяжело заболела, и спас ее немецкий доктор, живший по соседству. Однажды детей собрали в концлагерь для подготовки к отправке в Германию. Ночью пришло известие: транспорта нет, и пленных будут расстреливать. Взрослые, спасая детей, разорвали колючую проволоку, и ребята убежали в лес.
Моя прабабушка, учительница Васильева Мария Филипповна, жена председателя колхоза, до 1941 года работала в Гатчинском районе. Когда немцы подошли совсем близко, прабабушка раздала нехитрую поклажу своим маленьким детям, и семья поспешила на вокзал. Они успели на последний поезд, который медленно двигался к Ленинграду и убирал за собой рельсы, чтобы дорога не досталась врагу. Учительская семья на теплоходе по Волге добиралась к месту эвакуации, городу Сталинграду. Попали под бомбежку и высадились в чувашском городе Чебоксары. Тем и спаслись.
Еще один мой дед, Победря Алексей Никифорович, во время войны жил в маленькой сибирской деревне. Дед часто рассказывал о том, как и взрослые, и дети с утра до ночи работали в колхозе, стараясь получше вырастить и убрать урожай, и все до зернышка отправляли на фронт. Мальчишки воровали подсолнухи с полей, чтобы хоть как-то наесться.
Все, что я узнал о войне из уст моих бабушек и дедушек, я обязательно расскажу своим детям.

  Младенцев Вячеслав 10-4 класс******* В начало

             ***********************************************************


Сообщение - рассказ по воспоминаниям родственников о войне.

Участники войны в моей семье.


Великая Отечественная война не обошла стороной ни одну советскую семью. Кто-то или воевал на фронте или был в тылу. В моей родне тоже есть участники войны.
Мой прадед, Русаков Иван Иванович, был призван па фронт в первые дни войны и вскоре погиб. Второй прадед, Бондарьков Тимофей Васильевич, всю войну воевал разведчиком. Ходил в разведку, брал языков, также был наблюдателем: забрасывался в тыл врага с радиостанцией и передавал необходимые данные о противнике нашему командованию. Войну закончил в Югославии. Кроме прочих наград был награждён двумя орденами Славы.
Его брат, Бондарьков Григории Васильевич, был начальником полковой разведки и погиб при освобождении Белоруссии. Другой мой прадед, Киселёв Иван Степанович, всю войну проработал машинистом паровоза. Водил поезда, которые перевозили раненых, боеприпасы и технику на фронт. Несколько раз попадал под бомбёжки. Его состав неоднократно бомбили немецкие самолёты. Участвовал в сражениях под Сталинградом и на Курской Дуге.
Терентьев Евгений Степанович, тоже мой прадед, работал на заводе “Красное Сормово”. Этот завод в годы войны выпускал и ремонтировал подводные лодки.
Как все советские люди, мои деды приложили все силы, а некоторые и пожертвовали жизнью ради Победы нашей страны над фашисткой Германией.
Слава войнам-победителям и вечная память павшим солдатам!

  Бондарькова Настя 11-2 класс******* В начало

             ***********************************************************


Если у Вас есть предложения или замечания по поводу содержания данной страницы, высылайте их по адресу

gatchina-school2@mail.ru

Хостинг от uCoz